С запуском новой компрессорной станции АО «КазТрансГаз» завершил реализацию масштабного проекта по выводу газопровода на полную мощность, обеспечив в преддверии отопительного сезона высокую надежность поставок газа на юг страны, а также на экспорт.

Крупнейший в истории современного Казахстана газопроводный проект – магистральный газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент» реализован в полном объеме. Последним элементом сложной системы стала компрессорная станция «Устюрт» (КС-1А), построенная в Байганинском районе Актюбинской области на 155 км газопровода за счет собственных средств национального оператора в сфере газоснабжения АО «КазТрансГаз» (КТГ).

В приоритете надежность

В рамках основной задачи – вывести пропускную способность газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент» на пиковую мощность в 15 млрд м3/год, КТГ ранее также построил и ввел в эксплуатацию три других компрессорных станции – «Арал» (518 км), «Коркыт Ата» (725 км) и «Туркестан» (1230 км). КС «Устюрт» стала четвертой по счету и последней компрессорной станцией в рамках этого инвестиционного проекта. Благодаря этим четырем КС, национальный оператор способен гарантировать стабильные поставки природного газа с месторождений в Западном Казахстане в южные регионы страны, а также на экспорт в направлении Китая.

КС «Устюрт» - это, пожалуй, самая отдаленная от населенных пунктов, компрессорная станция в системе КТГ. Однако, как и все другие новые станции компании, она оснащена современным оборудованием от ведущего мирового производителя газотурбинной и компрессорной техники компании «Solar turbines». Более того, все газоперекачивающие агрегаты были изготовлены по специальному заказу АО «КазТрансГаз».

По словам Нағи Әбуова, главного инженера УМГ «Актобе» АО «Интергаз Центральная Азия», при разработке этих агрегатов особое внимание было уделено их экологическим параметрам. В итоге, на компрессорной станции «Устюрт» сегодня функционирует система подавления сухих выбросов, обеспечивающая минимальный выброс вредных веществ в атмосферу.

«КС «Устюрт» оснащена инновационным для газотранспортной системы Казахстана оборудованием. Все это обеспечивает безопасную и технологически бесперебойную транспортировку газа в течение всего периода эксплуатации магистрального газопровода», - говорит он.

Несмотря на удаленность, КС «Устюрт», как и другие современные компрессорные станции КТГ, также отличается высоким уровнем созданных для работников условий. Чтобы добраться сюда, выезжающим из Актобе вахтовикам приходится преодолевать на автомобилях более тысячи километров в одну сторону, значительная часть маршрута при этом пролегает по бездорожью через малолюдные степные районы и полупустыни. Наверное, поэтому вахтовый поселок выглядит и воспринимается словно оазис. Здесь есть все необходимое – просторное общежитие, прачечная, столовая, где всегда вкусно и сытно накормят и даже тренажерный зал и спортивная площадка. Довершают картинку высаженные деревья и кустарники, которые радуют глаз и в очередной раз напоминают, какой силой обладает воля человека, если направить ее на созидание.

Стратегическое значение новых КС

Технически, магистральный газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент» начал свою работу в 2015 году, решив важную стратегическую задачу, а именно соединение всех ранее функционировавших газотранспортных магистралей в одну сеть. Он также обеспечил поставку газа в объеме 10 млрд м3/год природного газа с районов его добыча на западе страны в самый густонаселенный регион – Южный Казахстан с возможностью экспорта в Китай.

Изначально здесь работало всего две компрессорные станции КС «Бейнеу» и специально построенная для газопровода КС ««Бозой». Однако, чтобы обеспечить необходимые объемы поставки, им приходилось работать на пределе своих возможностей. Особенно сложно было КС «Бейнеу», которая за 40 лет эксплуатации практически выработала свой ресурс и требовала снижения нагрузки.  

В 2011 году в качестве решения было предложено построить КС-1А, позже эта идея будет реализована уже в рамках инвестиционного проекта по расширению пропускной способности газопровода МГ «Бейнеу-Бозой-Шымкент» до 15 млрд кубометров газа.

Географически этот проект был целиком реализован на территории двух областей - Кызылординской и Южно-Казахстанской. Помимо очевидного экономического эффекта для региона, а также решения важной задачи – обеспечения надежных поставок собственного казахстанского газа, которые бы не зависели от сезонности или изменения рыночной конъюнктуры, проект имеет и большое социальное значение. В первую очередь для местных жителей, которые получили возможность трудоустроиться на инфраструктурных объектах МГ.

Кроме того, увеличение пропускной способности МГ «Бейнеу-Бозой-Шымкент» позволило нарастить объем экспорта отечественного газа в КНР. Этот газ поставляется за рубеж через трансазиатский магистральный газопровод «Центральная Азия - Китай». Остальные пять млрд кубометров казахстанского газа при этом полностью закрывают внутренние потребности юга страны.

Благодаря магистральному газопроводу также существенно возрос уровень газификации региона. К примеру, в Кызылординской области уже в текущем году степень газификации может составить 95%.

«Развитие газовой отрасли является приоритетным направлением государственной энергополитики. Перед АО «КазТрансГаз» стоит задача по расширению экспортных маршрутов, увеличению транзита отечественного газа. Именно поэтому компания уделяет большое внимание расширению экспортных газотранспортных коридоров, внедрению в производство самых передовых технологий, что позволяет газовым магистралям не только бесперебойно работать долгие годы, но и увеличивать объемы транспортировки по мере необходимости», - отметил Нағи Әбуов.

 

Источник: "Казахстанская правда"

Дочерние организации