Уходящий год запомнился рядом важных событий в нефтегазовой отрасли Казахстана. Среди них – обретение «КазТрансГазом» статуса нацкомпании, проведение крупной выставки и введение запрета на вывоз топлива. Об этих и других событиях рассказывает Zakon.kz.

Введение классификации нефтегазовых проектов 

В ходе рабочей встречи с руководителями нефтегазовых компаний – членов Совета иностранных инвесторов в марте 2021 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости избегать «единообразного подхода» к нефтегазовым проектам.

Правительство должно классифицировать проекты по сложности и важности и, соответственно, определять инструменты регулирования и поддержки - Президент РК  Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства также отметил необходимость выработки гибкого механизма регулирования инвестиций в глубокую переработку углеводородов.

«КазТрансГаз» наградили за вклад в экологию

В июле Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) вручил газовому оператору золотую награду и премию за достижения по своевременному сокращению выбросов углекислого газа, за существенный вклад в защиту экологии. Европейские эксперты особо отметили роль и выдающийся вклад «КазТрансГаза» в обеспечение экологической и социальной устойчивости в Казахстане, обусловленной переводом домохозяйств и предприятий с угля на газ.

Сотрудничество АО «КазТрансГаз» с ЕБРР началось в 2016 году, когда банком были профинансированы инвестиционные проекты по газификации, строительству и модернизации газовой инфраструктуры компаний АО «Интергаз Центральная Азия» и АО «КазТрансГаз Аймак».

При сотрудничестве с ЕБРР была завершена реконструкция подземного хранилища газа «Бозой», что позволило увеличить объемы поставок газа в южные регионы Казахстана и существенно сократить выбросы в двух крупных городах – Алматы и Шымкенте.

В рамках реализации инвестиционных проектов в Мангистауской области построено 104 км и модернизировано 533 км газопроводов, заменено и установлено 28 газорегуляторных пунктов, 17 шкафных газорегуляторов, установлено четыре автоматических газораспределительных станций.

В Актюбинской области частично финансировано строительство новой Автоматической газораспределительной станции АГРС-300 производительностью 300 тысяч кубометров в час, которая на сегодняшний день является самой мощной в Республике Казахстан.

В Костанайской области газифицированы четыре села и город Рудный, построено 35,6 км новых газопроводов, установлены семь газорегуляторных пунктов, два шкафных газорегулятора. Частично профинансировано строительство газопровода высокого давления п. Тобол – с. Аулиеколь протяженностью 132 км с установкой автоматической газораспределительной станции производительностью 30 тысяч кубометров в час.

Международная конференция о нефтегазовом сотрудничестве 

Мероприятие прошло в Библиотеке Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы в сентябре. Конференция под названием «Энергетический Шелковый путь: итоги и перспективы нефтегазового сотрудничества в Центральной Азии» была посвящена 30-летию Независимости страны. Партнерами конференции выступили Центр по изучению Китая и CNPC International.

Участие в дискуссии приняли политические деятели, ученые, эксперты, представители госорганов, исследовательских институтов и университетов. Обсуждались вопросы развития нефтегазового сектора, перспективы строительства «энергетического Шелкового пути XXI века», сотрудничество стран Центральной Азии с иностранными инвесторами и значение трубопроводных коммуникаций в направлении Запада и Востока.

Эксперт нефтегазового рынка Ерлан Жаукин отмечает, что Казахстан вносит весомый вклад в развитие «энергетического Шелкового пути». 

Построены и функционируют нефтепровод «Казахстан – Китай» и газопровод «Казахстан – Китай», соединяющие все страны, находящиеся на маршруте «Шелкового пути». За годы независимости нефтегазовая отрасль привлекла более 114 млрд долларов иностранных инвестиций. Реализованы совместные с КНР проекты по увеличению добычи нефти на нефтяных месторождениях Актюбинской области, ранее считавшихся бесперспективными - Ерлан Жаукин.

Рост цен на бензин и дизель 

В начала весны казахстанцы наблюдали рост цен на бензин, который продолжился и в конце года. Среднегодовой рост стоимости бензина марки Аи-92 составил около 15%. 

По мнению Ерлана Жаукина, основными причинами роста розничных цен стали:

Повышение ставки акциза в январе 2020 года с 10 500 тг/тн до 24 235 тг/тн. Рост акциза составил около 11 тг/литр. Тенденция роста цен на бензин наблюдалась еще в феврале 2020 года, которая была остановлена введением карантинных мер, связанных с коронавирусом, и последующим обвалом мировых рынков. Казахстанский рынок в 2020 году отреагировал снижением цен на топливо. По мере восстановления мировой экономики и роста спроса на энергоносители повышение акциза сказалось на казахстанских ценах только к апрелю нынешнего года.

Высокая разница в ценах на рынках Казахстана и соседних стран спровоцировала активный вывоз бензина с казахстанского рынка на рынки сопредельных государств. Это продолжалось в течение всего текущего года как через баки автомобилей, так и откровенно контрабандными методами. Данные факты не раз освещались в СМИ в течение всего года.

Схожая ситуация наблюдалась и на рынке дизельного топлива, цены на которое начали расти в конце лета в пиковый период потребления. Рост потребления дизеля в стране наблюдался еще с середины лета, когда существенно вырос транзитный поток продукции узбекских производителей на российские рынки. Фактически с июля по сентябрь около 200 тыс. тонн казахстанского дешевого дизельного топлива перетекло в узбекскую и российскую экономику через баки узбекских перевозчиков. В итоге казахстанский рынок ощутил нехватку дизеля для собственного потребления. Стоит отметить, что нехватка дизельного топлива на рынке страны не отразилась на деятельности субъектов промышленности и железнодорожного перевозчика, дефицит дизеля ощутился на розничном рынке страны. Превентивные меры, принятые правительством страны, позволили в течение одного месяца выровнять ситуацию - Ерлан Жаукин.

Любопытно, что в Минэнерго при этом высказались за повышение цен на дизель.

Мы практически занимаемся обеспечением не только внутреннего рынка, но и потребностей наших соседей. Никакого нового завода не хватит, чтобы эти потребности закрыть. Поставляя нефть на внутренний рынок, наши недропользователи фактически теряют от 100 до 150 долларов на тонну. Вдобавок мы продаем дешевый дизель не только соотечественникам, но и транзитному транспорту, есть факты его вывоза за рубеж. Получается, мы разбазариваем наше народное достояние - Вице-министр энергетики Асет Магауов.

Ерлан Жаукин подчеркнул, что в течение всего периода независимости страны низкий уровень цен на ГСМ в Казахстане поддерживался за счет скрытого субсидирования нефтяными компаниями. Для обеспечения низкого уровня цен на топливо на рынке страны, нефтедобывающие предприятия поставляли нефть на казахстанские НПЗ по ценам на 50-60 долларов за тонну ниже мировых цен. 

Эти потери перекрывались за счет высокой доходности, получаемой от экспорта сырья на мировые рынки. Однако снижение добычи нефти на стареющих месторождениях, падение мировых котировок нефти уже не обеспечивают положительной экономики добычи нефти в стране. Кроме того, увеличение объемов переработки нефти внутри страны после завершения модернизации НПЗ РК также оказало существенное давление на экономику добычи нефти. В итоге на фоне растущего потребления внутри страны, роста транзитного потенциала Казахстана, отрицательной динамики курса национальной валюты и действия механизмов сдерживания цен, размер скидки на нефть при ее поставках на внутренний рынок страны вырос до 130 долларов за тонну от мировых котировок. А это уже ниже уровня фактической себестоимости добываемой нефти на отдельных месторождениях - Ерлан Жаукин.

По мнению эксперта, единственный выход из сложившейся ситуации – это сближение розничных цен на топливо в Казахстане с ценами на рынках наших ближайших соседей. Это исключит вымывание ГСМ на рынки наших соседей. На сегодня иного рычага, обеспечивающего одновременное поддержание экономики добычи нефти в стране и приоритетное обеспечение потребностей внутреннего рынка страны, нет.   

Дефицит авиакеросина 

Неспокойно в уходящем году было не только автомобилистам, но и авиакомпаниям. В конце октября ситуацию прокомментировали в пресс-службе Министерства индустрии и инфраструктурного развития, связав нехватку авиатоплива с ремонтом на Павлодарском нефтехимическом заводе. 

Между тем отечественные компании, связанные с обеспечением авиаперевозок, одни за другой начали выказывать недовольство сложившимися обстоятельствами. Так, в столичном аэропорту сообщили, что из-за дефицита пришлось ввести ограничение на заправку грузовых рейсов. SCAT жаловалась на исчерпание собственных запасов. 

Примечательно, что одними из первых опасения в связи с возможной нехваткой топлива выразили представители Air Astana еще в начале октября, но тогда Комитет гражданской авиации МИИР РК оспорил эту информацию.

Однако объективной причиной нехватки авиатоплива на рынке страны стал не объем производства топлива внутри страны, а развитие собственного бизнеса аэропортов Нур-Султана и Алматы по привлечению зарубежных транзитных грузоперевозчиков. По оценке экспертов, увеличение транзитного авиационного грузопотока аэропорта столицы в 2021 году вырос более чем в два раза в сравнении с 2019 годом, а аэропорта Алматы – почти в два раза - Ерлан Жаукин.

Эксперт отметил, что основная привлекательность казахстанских воздушных гаваней для зарубежных грузовых авиакомпаний – это низкая стоимость авиатоплива, предлагаемая казахстанскими аэропортами для заправки самолетов транспортной авиации. 

Можно констатировать, что опасения казахстанских авиакомпаний о нехватке авиатоплива в первую очередь связаны с возросшим уровнем конкуренции на отечественном авиационном рынке. Деятельность отечественных авиакомпаний в первую очередь направлена на обслуживание пассажиров. Стоимость авиабилетов регулируется антимонопольными органами. То есть авиакомпании оказались не готовы платить высокую цену за авиатопливо. А уровень доходности аэропортов, заправляющих топливом зарубежных перевозчиков, привел к тому, что аэропорты оказались готовыми платить любую цену за авиакеросин. Правительство вынуждено было вмешаться и в эту ситуацию – выработаны мероприятия по приоритетному обеспечению деятельности казахстанских авиаперевозчиков, бизнес аэропортов должен обеспечиваться по остаточному принципу - Ерлан Жаукин.

Нефтегазовая выставка KIOGE-2021 в Нур-Султане

В октябрьской выставке участвовали крупнейшие игроки нефтегазовой отрасли Казахстана и зарубежья, эксперты и представители профильных ведомств. На этот раз в KIOGE отметились 156 компаний из Казахстана, России, Беларуси, Германии, Австрии, Бахрейна, Великобритании, Нидерландов и Хорватии. 

В экспозиции были представлены 13 направлений нефтегазовой отрасли, включая геологию, геофизику, цифровизацию, неразрушающий контроль, инжиниринговые решения, развитие инфраструктуры и так далее. 

Посетители могли ознакомиться со стендами таких крупных компаний, как «КазМунайГаз» и «Лукойл». 

Помимо экспозиции, предусматривались «круглые столы» и семинары на темы сотрудничества, цифровых решений и экологии. Некоторые предприятия презентовали свою продукцию.

Продление запрета на вывоз бензина и дизтоплива 

Когда осенью стали звучать тревожные новости о дефиците топлива в Казахстане, на ситуацию отреагировал президент Касым-Жомарт Токаев, раскритиковав работу ведомств, ее допустивших. Позже он подчеркнул, что дефицит порождает трудности для транспортных компаний, КТЖ, коммунальных и дорожных служб. 

Первый запрет на вывоз бензина и дизтоплива с территории Казахстана был введен в апреле и должен был сохраняться полгода, однако в ноябре его продлили.

Однако данные меры административного регулирования оборота нефтепродуктов не смогут функционировать долго. В рамках вступления в силу механизмов общего рынка нефти и нефтепродуктов стран-членов ЕАЭС данная возможность будет исключена. И иных мер, кроме как здоровая конкуренция на общем пространстве стран-участниц ЕЭАС, не останется. То есть субсидирование цен на ГСМ на рынке страны нефтедобывающими предприятиями канет в Лету - Ерлан Жаукин.

Цены на ГСМ – без регулирования 

По словам министра энергетики Магзума Мирзагалиева, такое решение связано с невозможностью регулирования по причине дефицита дизтоплива на фоне большой разницы цен по сравнению с соседними странами. Соответствующее заявление он сделал на пленарном заседании Сената в ноябре. Министр также добавил, что в стране разрабатываются системные изменения для стабилизации цен на топливо: реконструкция трех НПЗ, формирование материально-технической базы запаса и контроль ГСМ путем установки спецоборудования на нефтяных базах.

В конце года руководство государственного холдинга АО «НК КазМунайГаз» выступило с инициативой расширения мощностей Шымкентского НПЗ, что в перспективе позволит увеличить объемы переработки нефти и объемы выпуска бензинов, дизельного топлива и авиакеросина. Почему именно Шымкентский НПЗ? Во-первых, существующая материально-техническая база ПКОП позволяет увеличение объемов переработки нефти. Во-вторых, ПКОП географически расположен в регионе основного потребления ГСМ в стране. В-третьих, на фоне развития экономики наших южных соседей транзитный потенциал южных областей Казахстана будет только расти - Ерлан Жаукин.

Передача акций «КазТрансГаза» госфонду «Самрук-Қазына»

9 ноября 2021 года «КазМунайГаз» передал 100% акций «КазТрансГаза» в пользу «Самрук-Қазына». Тогда же прекратил действие договор доверительного управления, заключенный ранее между КМГ и фондом. Передача акций в соответствии с комментарием КМГ осуществлена во исполнение поручения президента Касым-Жомарта Токаева о создании национального оператора по разведке, добыче и транспортировке газа от 26 января 2021 года. 

Таким образом, «КазТрансГаз» стал дочерней компанией «Самрук-Қазына». Благодаря отделению КТГ «КазМунайГаз» снизит долговое бремя на 1,1 млрд долларов. 

Эксперты нарекли эту меру «выходом газовой отрасли из нефтяной тени». 

Можно утверждать, что «КазТрансГаз» получил статус своего рода казахстанского «Газпрома» с сокращением уровней управления и возможностью развития собственных проектов в разведке, добыче газа и его транспортировки - Ерлан Жаукин.

«КазТрансГаз» получил статус национальной компании

Вместе со статусом в конце ноября компания обрела преимущественное право по разведке и добыче на газовых и газоконденсатных месторождениях.

Газовый оператор был трансформирован в полноценную вертикально-интегрированную компанию по поручению президента Касым-Жомарта Токаева, данного правительству республики. 

Теперь КТГ ожидает большая работа для обеспечения энергетической независимости страны по газу. Дело в том, что, согласно прогнозам, в ближайшие 10 лет Казахстан может столкнуться с дефицитом товарного газа, связанным с ростом его потребления на фоне сокращения производства.

Завершение строительства газохимического комплекса в Атырау

Буквально в последних числах уходящего года завершено основное строительство завода Kazakhstan Petrochemical Industries Inc. (KPI), мощности которого рассчитаны на производство 500 тыс. тонн полипропилена в год. Данное производство открыто в рамках развития нефтегазохимического кластера в Атырауской области. Сырьем для производства полипропилена выступает пропан с Тенгизского месторождения. Как отмечает эксперт Ерлан Жаукин, реализация данного проекта является прорывом для зарождающейся в Казахстане нефтегазохимии.

ИСТОЧНИК: https://www.zakon.kz/6003163-itogi-2021-znakovye-sobytiia-neftegazovoi-otrasli-kazakhstana.html

 

Дочерние организации